2008 год оказался чуть менее богатым на события, чем год 2007-й,
который можно считать “золотым рубежом” новейшей российской автоистории. Большую
часть 2008 года российский
авторынок развивался относительно спокойно и по итогам должен был стать
гарантом стабильности для автопроизводителей. Однако грянул кризис: недавний
запуск новых автозаводов теперь сопровождается массовым разорением крупнейших
автодилеров. Несмотря на крайне нервную обстановку осенью, в течение года
произошло несколько событий, которые позволяют думать, что не все у нас пока так
плохо, как в Европе и Америке. Как минимум отечественные
автопроизводители получили мощную государственную поддержку и хорошо
просматривающуюся перспективу. Главным событием 2008 года стала продажа в марте 25-процентного
пакета акций АвтоВАЗа концерну Renault-Nissan. Скептики давно ожидали, что
стагнирующее тольяттинское предприятие окажется в руках каких-нибудь
предприимчивых иностранцев, и вот – свершилось. Представители франко-японского
концерна официально вошли в совет директоров АвтоВАЗа, где раньше существовали
кресла только для “своих”. В рамках партнерства планируется развивать марку Lada
и собирать при этом импортные моторы и коробки передач. Всего к 2014 году объем
производства должен составить до 1,5 млн автомобилей.
Впрочем, не успели французы провести ревизию на ВАЗе, всплыла
неутешительная тенденция – запуск новых продуктов в очередной раз откладывается.
Если для других автопредприятий выпуск принципиально нового легкового автомобиля
вроде как некритичен, то для тольяттинского завода, в очередной выбившего из
государства миллиардные кредиты на новые проекты, затягивание процесса
становится просто уже неприличным. Изначально в планах Renault и АвтоВАЗа к 2009
году значилось создание совместно разработанного нового бюджетного автомобиля
(универсала
на базе Renault Logan), но этого продукта как не было, так и нет, что не
может не огорчать болельщиков российского автопрома. По новой информации, проект
по созданию “бюджетного автомобиля” отложен до 2010 года.
Эпохальным можно назвать выпуск нового продукта от другого
российского автогиганта – ГАЗа. Впервые модель
Volga Siber была показана россиянам на МИМС-2007, но конвейер, купленный у
Chrysler, стартовал только в уходящем году. Машина, хоть и построена на
американской платформе, считается фактически русской – кузова автомобилей
свариваются и красятся в России.
Среди других достижений отечественных автопроизводителей можно
отметить успешный ребрендинг “Северсталь-авто” в прогрессивную и развивающуюся
компанию
Sollers. “Сдался” наконец иностранному инвестору и последний из могикан,
КамАЗ, 10% акций которого достались в этом году немецкому концерну
Daimler AG. Сотрудничество с немцами должно обезопасить одно из наиболее
успешных российских автопредприятий от последствий финансового кризиса.
Отметим, что в это время правительство РФ и лично президент Д.
Медведев пообещали всем российским автозаводам (ВАЗ, ГАЗ, ТагАЗ, КамАЗ)
государственную поддержку в виде льготных кредитов, в частности субсидированных
кредитных ставок и др. Предпринимается и ряд других антикризисных мер,
которые должны облегчить жизнь российским автомобилестроителям: как
отечественным, так и иностранным, работающим на территории РФ.
Закладка новых автозаводов продолжила тенденцию прошлого года. В
этом году к рядам “отличников” присоединились компании Hyundai и PSA Peugeot
Citroen & Mitsubishi, которые очень вовремя успели “застолбить место” под
свои будущие автопредприятия в России. По плану начал работу и автозавод
General Motors в пос. Шушары Ленинградской области. Что касается дальнейшей
реализации других крупных проектов, в частности автозаводов Nissan, Suzuki,
старт этих заводов может быть отложен – сегодня тяжело избежать проблем со
свободными финансовыми средствами, логистикой да и собственно с продажами
будущей продукции.
Многие автопроизводители уже предпочли отказаться от расширения
производственных мощностей, запланированного на 2009-2010 гг. Так, например,
запуск сборки Ford Mondeo в
очередной раз откладывается. “Автофрамос” также не торопится расширять
московскую линейку моделей Renault. Наряду с этим окончательно отсеялись
изначально довольно странные проекты, как СП украинских компаний “УкрАвто” и
“Богдан” в Новгородской области по сборке Chevy Lanos и китайский автозавод по
сборке внедорожников Great Wall в промзоне “Алабуга”. Окончательное закрытие
“китайской темы” было осуществлено опять же в целях поддержки отечественных
автопроизводителей.
Резкое сокращение объемов продаж в 2008 году оказалось фактически
непредсказуемым, однако рост авторынка в 30% мы все-таки в 2008 году обеспечили,
что, в принципе, ненамного отличается от прошлогоднего прогноза по росту в
среднем в 40%. Следующий год может закончиться гораздо более плачевными итогами.
Большинство аналитиков опасается строить прогнозы на следующий год, однако, по
разным оценкам, грядет падение рынка в
среднем на 30-45%. Таким образом, если к концу этого года будет продано
около 2,7 млн автомобилей, то в следующем году рынок может сократиться до 1,75
миллиона проданных автомобилей.
Порадовало, что, несмотря на упадок, связанный с финансовым
кризисом, автомобильные вопросы приобретают сейчас значение, которого раньше
никогда не имели. Руководство страны, защищающее интересы иностранных
инвесторов, регулярно посещает автозаводы и участвует в обсуждении насущных
проблем, выделяет из бюджета деньги и предпринимает активные действия по
спасению отечественного автопрома. О том, насколько эти действия действительно
эффективны, можно судить по народной
реакции на введение новых таможенных пошлин на ввоз подержанных иномарок.
Столь серьезных митингов и проблем национально-социального характера в
российском автопроме отродясь не было – потому что не было самой проблемы.
|